Родительский университет

 

Темы занятий родительского университета 

на 2023/2024 учебный год

ГУО «Оховская средняя школа» Пинского района

I ступень – «Мой ребенок – младший школьник» – для родителей учащихся I-IV классов;

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

1

Тема 1. Адаптация учащихся в 1-м классе. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Помощь ребенку в адаптации к школе

сентябрь

Лекция/

рекомендации

 

Марковец А.С., классный рук-ль 1 класса

2

Тема 2. Режим дня школьника.

Организация режима дня школьника. Воспитание самостоятельности и организованности у школьников

ноябрь

Беседа/

рекомендации

Марковец А.С., классный рук-ль 1 класса

3

Тема 3. Значение семейных традиций в формировании и развитии ребенка. Ценности, традиции и обычаи семьи. Значение примера родителей в воспитании ребенка

Январь

Круглый стол

Марковец А.С., классный рук-ль 1 класса

4

Тема 4. Положительные эмоции в жизни школьника. Эмоции в нашей жизни.

Значение эмоционально чувственной сферы для формирования полноценной личности. Рекомендации родителям по развитию положительных эмоций учащегося

апрель

Семинар-практикум

Марковец А.С., классный рук-ль 1 класса

5

Тема 1. Как родители могут помочь ребенку учиться. Контроль родителей за выполнением домашних заданий школьников. Типичные ошибки родителей в организации учебного труда учащегося

декабрь

Беседа

Цеван Е.С., классный рук-ль 2 класса

6

Тема 2. Особенности организации образовательного процесса в новом учебном году.

сентябрь

Круглый стол

Цеван Е.С., классный рук-ль 2 класса

7

Тема 3. Влияния семьи на эмоциональное состояние ребенка. Семейное благополучие и семейное неблагополучие.

февраль

Беседа

Цеван Е.С., классный рук-ль 2 класса

8

Тема 4. Трудовое воспитание детей в семье. Воспитание в труде.

Май

Мастер-класс

Цеван Е.С., классный рук-ль 2 класса

9

Тема 1. Значение школьной отметки в жизни ребёнка. Рекомендации родителям по формированию у ребенка навыков самоконтроля, умения работать самостоятельно, воспитания интереса к знаниям

Сентябрь

Семинар-практикум

Гуркина Л.Н., кл. рук.- ль 3 класса

10

Тема 2. Психологические и физиологические особенности третьеклассников. Самооценка младших школьников

Декабрь

Лекция

Гуркина Л.Н., кл. рук.- ль 3 класса

11

Тема 3. Здоровая семья – здоровый ребенок. Спорт в жизни родителей и детей.

февраль

Диспут

Гуркина Л.Н., кл. рук.- ль 3 класса

12

Тема 4. Эффективное общение в семье – залог успеха школьника. Культура семейного общения

Май

Семинар-практикум

Гуркина Л.Н., кл. рук.- ль 3 класса

13

Тема 1. Возрастные психофизиологические особенности учащихся 4-го класса.

 Личностные особенности младших школьников

Октябрь

Беседа

Ерошова Л.М., классный рук-ль 4 класса

14

Тема 2. Как научить своего ребенка жить в мире людей. Воспитание культуры поведения и уважения к людям у учащихся.

Декабрь

Этикет-кафе

Ерошова Л.М., классный рук-ль 4 класса

15

Тема 3. Ребенок и компьютер. Компьютер дома: польза или вред?

Февраль

Круглый стол

Ерошова Л.М., классный рук-ль 4 класса

16

Тема 4. Книги в жизни школьника. Как сохранить любовь к книге при информационной перегрузке в современном мире

Май

Круглый стол

Ерошова Л.М., классный рук-ль 4 класса

 

II ступень – «Мой ребенок – подросток» – для родителей учащихся V-IX классов;

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

1

Тема 1. Адаптация ребенка в новом коллективе. Адаптация ребенка в новой среде.

Сентябрь

Семинар-практикум

Болотник К.И.., кл. рук-ль 5 класса

2

Тема 2. Ребенок среди сверстников. Детский коллектив и его значение в развитии личности школьника.

Ноябрь

Круглый стол

Болотник К.И.., кл. рук-ль 5 класса

3

Тема 3. Ваш ребенок вырос.  Особенности младшего подросткового возраста

март

Беседа

Болотник К.И.., кл. рук-ль 5 класса

4

Тема 4. Мой ребенок подросток. Вопросы дисциплины в семье с младшими подростками

апрель

Дискуссия

Болотник К.И.., кл. рук-ль 5 класса

5

Тема 1. Семья как персональная микросреда жизни и развития ребенка. Нравственные и культурные ценности семьи. Гармоничное семейное воспитание, его основные характеристики.

октябрь

Беседа

Журавлёва Д.А., кл.рук-ль 6 класса

6

Тема 2. Профилактика проблемного поведения подростков. Роль родителей в предупреждении отклоняющегося поведения подростков.

Декабрь

Семинар-практикум

Журавлёва Д.А., кл.рук-ль 6 класса

7

Тема 3. Безопасность подростков в сети Интернет. Как уберечь ребенка от опасностей в социальных сетях

Март

Круглый стол

Журавлёва Д.А., кл.рук-ль 6 класса

8

Тема 4. Организация летнего отдыха подростков. Правила безопасного поведения летом.

Май

Семинар-практикум

Журавлёва Д.А., кл.рук-ль 6 класса

9

Тема 1. Психологические и физиологические особенности семиклассников. Возрастные особенности 13-14- летних подростков

Сентябрь

Беседа

Бакун Н.А., кл.рук-ль 7 класса

10

Тема 2. Профилактика правонарушений подростков. Противоправное поведение несовершеннолетних.

Ноябрь

Круглый стол

Бакун Н.А., кл.рук-ль 7 класса

11

Тема 3. Правила поведения с подростками: особенности переходного возраста. Правила взаимодействия с подростком

Февраль

Беседа

Бакун Н.А., кл.рук-ль 7 класса

12

Тема 4. Как повысить учебную мотивацию подростков. Отношение подростков к обучению.

Апрель

Семинар-практикум

Бакун Н.А., кл.рук-ль 7 класса

13

Тема 1. Жизненные цели подростков. Успеваемость в школе как один из факторов успешного достижения целей

Октябрь

Беседа

Ванюк М.Г., кл. рук-ль 8 класса

14

Тема 2. Как уберечь подростка от насилия. Насилие и безопасность наших детей.

Декабрь

Семинар-практикум

Ванюк М.Г., кл. рук-ль 8 класса

15

Тема 3. Осторожно: суицид. Суицид среди несовершеннолетних

Март

Беседа

Ванюк М.Г., кл. рук-ль 8 класса

16

Тема 4. Культура поведения в конфликтных ситуациях. Школьные конфликты. Культура поведения взрослых и детей при возникновении школьных конфликтов

Май

Семинар-практикум

Ванюк М.Г., кл. рук-ль 8 класса

17

Тема 1. Портрет современного подростка. Возможные проблемы, внешние и внутренние конфликты, отношение к учебе

Сентябрь

Беседа

Филонюк А.А., кл.рук-ль 9 класса

18

Тема 2. Агрессия, еѐ причины и последствия. Рекомендации для родителей по профилактике и коррекции агрессивного поведения подростка

Ноябрь

Семинар-практикум

Филонюк А.А., кл.рук-ль 9 класса

19

Тема 3. Формирование здорового образа жизни: вредные привычки и как им противостоять. Подростковый возраст как фактор риска для возникновения вредных привычек и зависимостей

Февраль

Беседа

Филонюк А.А., кл.рук-ль 9 класса

20

Тема 4. Профессиональная ориентация девятиклассников. Как помочь подростку выбрать профессию? Влияние семьи на выбор профессии подростком.

Апрель

Лекция

Филонюк А.А., кл.рук-ль 9 класса

 

III ступень – «Мой ребенок – старшеклассник» – для родителей учащихся X-XI классов.

№ п/п

Название раздела, темы занятий

Сроки проведения

Форма проведения

Ответственные исполнители

1

Тема 1. Здоровье - это жизнь. Проблема здорового питания.

Сентябрь

Лекция

Качановская О.О., кл.рук-ль 10 класса

2

Тема 2. Первая любовь в жизни вашего ребенка. Как помочь, а не навредить взрослеющему ребѐнку.

Ноябрь

Круглый стол

Качановская О.О., кл.рук-ль 10 класса

3

Тема 3. Роль семьи в формировании репродуктивного здоровья юношей и девушек. Стиль жизни и репродуктивное здоровье молодежи.

Февраль

Беседа

Качановская О.О., кл.рук-ль 10 класса

4

Тема 4. Как помочь старшекласснику обрести уверенность в себе? Влияние застенчивости и неуверенности на учебные успехи старшеклассника

Апрель

Дискуссия

Качановская О.О., кл.рук-ль 10 класса

5

Тема 1. Как помочь старшекласснику в профессиональном самоопределении? Определение профессиональных склонностей и способностей старшеклассников.

Октябрь

Семинар-практикум

Филонюк Л.С., кл.рук-ль 11 класса

6

Тема 2. Как уберечь ребенка от зависимостей?

Виды угроз, представляющих опасность для жизни, физического, психического и нравственного здоровья и полноценного развития старшеклассника.

Декабрь

Беседа

Филонюк Л.С., кл.рук-ль 11 класса

7

Тема 3. Подготовка старшеклассников к будущей семейной жизни. Роль семейных взаимоотношений и традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни

Март

Дискуссия

Филонюк Л.С., кл.рук-ль 11 класса

8

Тема 4. Как помочь ребёнку в период подготовки к экзаменам? Сотрудничество родителей и педагогов в период подготовки старшеклассников к экзаменам

Май

Семинар-практикум

Филонюк Л.С., кл.рук-ль 11 класса

 

Заместитель директора по

учебно-воспитательной работе                                         М.И.Андрейчук

Палажэнне аб бацькоўскім універсітэце

развернуть

Палажэнне аб бацькоўскім універсітэце

ДУА “Ахоўская сярэдняя школа” Пінскага раёна

 

Ι. Агульныя палажэнні

  1. Дадзенае палажэнне ўстанаўлівае мэту, асноўныя задачы і парадак функцыяніравання бацькоўскага ўніверсітэта (далей - універсітэта).
  2. Мэта ўніверсітэта – стварэнне ўмоў, якія спрыяюць псіхалагічнай асвеце бацькоў, азнаямленню з інфармацыяй па розных пытаннях выхавання посродкам рэалізацыі рэспубліканскага праекта "Бацькоўскі ўніверсітэт".
  3. Асноўныя задачы, якія вырашаюцца ў рамках універсітэта:

- садзейнічаць павышэнню адказнасці бацькоў за выхаванне дзяцей і пашырэнню іх прававых ведаў; або

- забяспечваць мэтанакіраваную работу па прафілактыцы сямейнага недабрабыту і сацыяльнага сіроцтва, зніжэння рызыкі канфліктных сітуацый і крызісных станаў, узнікненню цяжкасцей у сямейным выхаванні, аказваць своечасовую псіхолага-педагагічную і інфармацыйную дапамогу сем'ям, якія трапілі ў цяжкую жыццёвую сітуацыю.

- папулярызаваць станоўчы вопыт сямейнага выхавання.

  1. У сваёй працы ўніверсітэт кіруецца:

 - Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб адукацыі;

 - Кодэксам Рэспублікі Беларусь аб шлюбе і сям'і;

 - Інструктыўна-метадычным пісьмом Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь «Асаблівасці арганізацыі сацыяльнай, выхаваўчай і ідэалагічнай работы ва ўстановах агульнай сярэдняй адукацыі ў 2023/2024 навучальным годзе»;

- гэтым Палажэннем;

- іншымі нарматыўнымі прававымі актамі Рэспублікі Беларусь, метадычнымі матэрыяламі Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.

  1. Заняткі бацькоўскага ўніверсітэта праводзяцца адзін раз у чвэрць.

 

  1. Умовы, парадак стварэння і кіраванне бацькоўскім універсітэтам

2.1. Умовы стварэння бацькоўскага ўніверсітэта:

- ствараецца на базе ДУА «Ахоўская сярэдняя школа" Пінскага раёна;

- ствараецца на падставе загада дырэктара школы і гэтага Палажэння;

2.2. Універсітэт знаходзіцца ў непасрэдным падначаленні дырэктара школы;

2.3. Кiраўнiцтва работай універсітэта ажыццяўляе намеснік дырэктара па вучэбна- выхаваўчай рабоце;

2.4. Рэалізуецца ў кожным класе з законнымі прадстаўнікамі навучэнцаў;

2.5. За рэалізацыю бацькоўскага ўніверсітэта ў кожным класе адказвае класны кіраўнік;

2.6. На афіцыйным інтэрнэт-сайце ўстановы адукацыі ствараецца рубрыка «Бацькоўскі ўніверсітэт". Адміністраванне рубрыкі на грамадскіх пачатках ажыццяўляе сакратар, якому дадзеная функцыя залічана загадам дырэктара школы;

2.7. Намеснік дырэктара па вучэбна-выхаваўчай рабоце, які каардыніруе работу бацькоўскага ўніверсітэта,:

- нясе адказнасць за эфектыўнасць дзейнасці бацькоўскага ўніверсітэта;

- каардыніруе дзейнасць бацькоўскага ўніверсітэта;

- ажыццяўляе ўзаемадзеянне з класнымі кіраўнікамі, педагогам сацыяльным, настаўнікамі школы і бацькамі;

- прадстаўляе па запыце адпаведных дзяржаўных органаў звесткi аб рэалізацыі мерапрыемстваў бацькоўскага ўніверсітэта.

2.8. У мэтах рэалізацыі пастаўленых задач бацькоўскі ўніверсітэт ўзаемадзейнічае з зацікаўленымі асобамі, арганізацыямі, якія ажыццяўляюць навукова-метадычнае забеспячэнне агульнай сярэдняй адукацыі;

2.9. Бацькоўскі ўніверсітэт рэалізуецца на падставе падрыхтаванай праграмы навукоўцамі Беларускага дзяржаўнага педагагічнага ўніверсітэта імя Максіма Танка або самастойна плануе сваю дзейнасць і вызначае перспектывы развіцця;

2.10. У канцы навучальнага года намеснік дырэктара па вучэбна-выхаваўчай рабоце можа даць педагагічнаму калектыву, вучэбна-метадычнаму фарміраванню класных кіраўнікоў інфармацыю аб эфектыўнасці, выніковасці рэалізацыі мерапрыемстваў плана бацькоўскага ўніверсітэта;

2.11. Падставай для пачатку і спынення дзейнасці бацькоўскага ўніверсітэта з'яўляюцца метадычныя рэкамендацыі Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь аб арганізацыі сацыяльнай, выхаваўчай і ідэалагічнай працы або іншай нарматыўныя, прававыя дакументы Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь.

  1. Дзейнасць універсітэта

3.1. Дзейнасць бацькоўскага ўніверсітэта ажыццяўляецца ў адпаведнасці з дадзеным Палажэннем i планам работы бацькоўскага універсітэта;

3.2. Навучальны год ва ўніверсітэце пачынаецца з 1 верасня і заканчваецца не пазней за 31 мая навучальнага года і складаецца з 4-х сесій:

1-я сесія – верасень -кастрычнік;

2-я сесія – лістапад - снежань;

3я сесія - студзень-сакавік;

4-я сесія - красавік-май.

3.3. Тэматыку заняткаў ва ўніверсітэце распрацоўваюць класныя кіраўнікі з улікам запытаў бацькоў і законных прадстаўнікоў непаўналетніх;

3.4. Класныя кіраўнікі арганізоўваюць мерапрыемствы бацькоўскага ўніверсітэта ў рамках гадзін арганізацыйна-выхаваўчай работы.

3.5. Да правядзення заняткаў ва ўніверсітэце могуць прыцягвацца на добраахвотных пачатках настаўнікі, педагогі, спецыялісты розных абласцей, а таксама прадстаўнікі бацькоўскай грамадскасці, якія з'яўляюцца прызнанымі спецыялістамі ў сваёй прафесійнай дзейнасці. Кадравыя рэсурсы фарміруюцца кіраўніцтвам бацькоўскага ўніверсітэта пры падтрымцы дырэктара школы;

3.6. Навучанне бацькоў можа ажыццяўляцца як у вочнай, так і ў завочнай (дыстанцыйнай) формах;

3.7. Навучанне бацькоў арганізуецца па цыклах:

- І цыкл для бацькоў, дзеці якіх навучаюцца на I ступені агульнай сярэдняй адукацыі;

- II цыкл для бацькоў, дзеці якіх навучаюцца на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі;

- III цыкл для бацькоў, дзеці якіх навучаюцца на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі.

3.8. Бацькоўскі ўніверсітэт можа рэалізоўвацца ў дзённай і ў дыстанцыйнай форме, у выпадку пагаршэння эпідэміялагічнай сітуацыі- толькі ў дыстанцыйнай форме;

3.9. Дзённая форма навучання складаецца з 2-х модуляў: базавы і варыятыўны.

3.9.1. Базавы модуль змяшчае абавязковыя для навучання 4 курса:

- I Асновы прававых ведаў;

- II Асновы ўзроставай і сямейнай псіхалогіі;

- III Асновы педагагічных ведаў;

- IV Асновы канструктыўнага ўзаемадзеяння.

3.9.2. Варыятыўны модуль прадугледжвае навучанне «Бацька-бацька». Вядучымі курсаў дадзенага модуля з'яўляюцца самі ініцыятыўныя бацькі, якія з'яўляюцца высока кваліфікаванымі спецыялістамі ў якой-небудзь прафесійнай або прыкладной дзейнасці.

3.10. Пры адсутнасці кваліфікаваных спецыялістаў па асобных накірунках навучання можа выкарыстоўвацца завочная (дыстанцыйная) форма навучання;

3.11. Заняткі ва ўніверсітэце могуць быць:

 традыцыйныя (лекцыі, гутаркі, канферэнцыі, круглыя сталы, дыскусіі, семінары-практыкумы, майстар-класы, псіхалагічныя трэнінгі, індывідуальныя гутаркі і кансультацыі, апытанні бацькоў па рознай тэматыцы, абмен вопытам работы і г.д.);

дыстанцыйныя (вебінары, форумы, on-line кансультацыі, размяшчэнне інфармацыі па актуальных пытаннях сямейнага выхавання на сайце школы, удзел у стварэнні рэкламных буклетаў, лістовак, афармленне стэндаў, анкетаванне бацькоў, прыцягненне бацькоў да ўдзелу ў мерапрыемствах).

3.11. На школьным інтэрнэт - сайце ствараецца раздзел (падраздзел) «Бацькоўскі ўніверсітэт" для наступнага размяшчэння тэматычнай інфармацыі ў рамках бацькоўскага універсітэта;

3.12. Бацькоўскі ўніверсітэт можа выкарыстоўваць у рабоце наступныя памяшканні, неабходныя для забеспячэння яго дзейнасці - навучальныя кабінеты, камп'ютэрны клас, бібліятэку, актавую залу  і інш.

  1. Дакументацыя

4.1. Копія загада аб арганізацыі бацькоўскага ўніверсітэта;

4.2. Палажэнне аб бацькоўскім універсітэце;

4.3. План работы на навучальны год;

4.4. Наяўнасць рубрыкі “Бацькоўскі ўніверсітэт” на інтернэт-сайце ўстановы адукацыі;

4.5. Метадычныя матэрыялы, праекты, распрацоўкі, фотасправаздачы і іншыя матэрыялы, якія ствараюцца ў рамках работы бацькоўскага ўніверсітэта (размяшчаюцца на сайце ўстановы адукацыі, захоўваюцца ў электронным варыянце);

4.6. Форма анкет для бацькоў (3- па адной для кожнага цыкла).

 

УЗГОДНЕНА

на пасяджэнні метадычнага савета

Пратакол № 1 ад 28.08.2023

свернуть

5 клас

развернуть

https://drive.google.com/drive/folders/1USWs4dupST6Um9Exs_9XhCRFlUny-Nj_?usp=sharing

Как помочь ребенку наладить отношения с одноклассниками

Обязательно предупредите учителя о проблемах своего ребенка (заикание, необходимость принимать лекарства по часам и т.д.). Заикания, тики, энурез, энкопрез, кожные заболевания необходимо отслеживать и по возможности лечить. Все это может стать причиной насмешек со стороны сверстников.

Необходимо обеспечить ребенку все, что позволит ему соответствовать общим школьным требованиям. Если для уроков физкультуры нужны черные шорты, то не следует предлагать ребенку розовые, считая, что это не важно. Для учителя может быть и не важно, а одноклассники станут дразнить ребенка. Это не значит, что надо идти у ребенка на поводу и покупать ему шапку "как у Ленки из 6.

Посоветуйте ребенку изменить тактику поведения. Ведь если стереотип сложился, то любой поступок является предсказуемым. Ребенок ведет себя по заданной окружающими схеме. Но если на стандартные обстоятельства он отреагирует неожиданным образом, то, возможно, он сумеет не только озадачить своих преследователей, но и сделать шаг к преодолению сложившейся ситуации. Например, можно предложить ребенку вместо того, чтобы начинать плакать или бить  всех подряд, посмотреть в глаза обидчикам и спокойно спросить: "Ну и что?" - или начать смеяться вместе с ними. В общем, сделать то, чего от него совсем не ожидают.

             Постарайтесь обеспечить ребенку общение с одноклассниками вне школы. Приглашайте их в гости, устраивайте праздники, поощряйте общение ребенка с ними. Необходимо всячески способствовать участию ребенка в классных мероприятиях, поездках. Не стоит сразу после уроков забирать ребенка из школы даже ради занятий английским или музыкой. Иначе все ребята сдружатся между собой, а ваш ребенок так и будет чужим в классе.

             Не следует приходить в школу лично разбираться с обидчиками своего ребенка, лучше поставить в известность классного руководителя и психолога. Не спешите бросаться защищать ребенка в любой конфликтной ситуации с одноклассниками. Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта - это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой ребенок не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Такой ситуацией, безусловно, являются систематические издевательства и травля ребенка со стороны сверстников.

Внимание! Если ситуация зашла слишком далеко, например, ребенка постоянно унижают или избивают - немедленно реагируйте. В первую очередь, оградите ребенка от общения с обидчиками - не отправляйте его в школу. Разбираться с обидчиками - не самое главное (хотя и оставлять их безнаказанными не стоит - они изберут себе новую жертву). Важно помочь ребенку пережить полученную психическую травму.

Адаптация пятиклассников к школьной жизни

         Адаптация – процесс, присущий каждому человеку. На протяжении своей жизни человек переживает его несколько раз.

Переход в 5-й класс – важный и сложный период в жизни детей. Сложность заключается в том, что дети переходят от одного учителя ко многим, появляются новые предметы, возрастает сложность школьной программы, появляется кабинетная система, меняется школьный статус детей – из самых старших в начальной школе они становятся самыми младшими в средней школе, кроме того дети стоят на пороге подросткового возраста, ведущей деятельностью становится межличностное общение, но при этом основным занятием остаётся учёба. У многих детей в этот период повышается тревожность.

Цель адаптационного периода - помочь ребятам познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами. Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в основное звено школы - главная задача адаптационного периода пятиклассников. 

Признаки успешной адаптации:

1.- удовлетворённость ребёнка процессом обучения;

 - ребёнок легко справляется с программой;

 - степень самостоятельности ребёнка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;

 - удовлетворённость межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

Что может затруднить адаптацию детей к средней школе?

Рассогласованность, противоречивость требований разных педагогов.

  1. Необходимость на каждом уроке приспосабливаться к темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
  2. Трудности, возникающие у детей при переходе в средние классы, могут быть связаны с определённой деиндивидуализацией, обезличиванием подхода педагога к школьнику. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества. Другие, наоборот: "шалеют" от внезапной свободы: бегают, задирают старшеклассников.

4.Отсюда повышенная зависимость детей от взрослых, прилипчивость к классному руководителю, капризы, посещение первого класса, где работает первая учительница.

  1. Снижается успеваемость, так как этот возраст связан с интенсивным расширением контактов, с обретением своего "я" в социальном плане, дети осваивают действительность за порогом класса и школы.
свернуть

3 клас

развернуть

Психологические и физиологические особенности третьеклассников

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с третьего года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Ребенок пытается оценивать причины своих достижений и неудач, выбирать способы предотвращения последних, то есть развивает познавательную рефлексию. Возможно существенное снижение творческих способностей, стремления фантазировать за счет появления навыков действовать по образцу, следовать инструкции.

В этом возрасте у ребенка по-прежнему присутствует острое желание быть успешным в учебе, что для него значит то же, что и быть хорошим и любимым. Поэтому у некоторых детей происходит снижение самооценки, например, ребенок думает о себе так: «Я плохой, потому что не так пишу или читаю». Эта тенденция может закрепиться, если ребенок считает, будто родителей огорчают его неудачи. Он перестает верить в свои возможности. В наиболее сложном варианте он уже не стремится быть успешным, начинает лениться, думая о себе так: «Я не могу быть хорошим, поэтому и незачем стараться». У некоторых детей закрепляются социальные страхи: сделать что-то не так, допустить ошибку. Это приводит к снижению качества контрольных работ, трудностям в выполнении творческих заданий. Между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся. Именно на этом этапе обучения происходит активное усвоение и формирование мыслительных операций, более интенсивно развивается вербальное мышление, т.е. мышление, оперирующее понятиями. Новые возможности мышления становятся основанием для дальнейшего развития других познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти. Однако их концентрация может снижаться к концу дня, недели, учебной четверти, после длительных заболеваний.

Продолжает активно развиваться воля ребенка. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к педагогу, может сформулировать, что ему в учителе нравится, а что не по душе. Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами. Ребенок хорошо осознает свою роль в семье, оценивает отношения между родителями . Глубоко страдает, если они его не удовлетворяют. Появляется желание больше свободы. Излишне сильная опека угнетает. Начинают осознаваться ценностные представления о жизни.

Возрастные особенности третьеклассников

К началу третьего класса у ребенка уже сформирован отчетливый образ хорошего ученика, он ясно представляет себе, что надо делать, чтобы соответствовать этому образу, однако в результате в какой-то степени утрачивается детская непосредственность, индивидуальные особенности ребенка несколько стираются, снижаются творческие возможности. Все это ослабляет его контакт с той важной составляющей личности, которую психологи называют внутренним ребенком.

Взрослые в этот период обычно удовлетворенно отмечают стабильную способность детей выполнять стандартные задания, умение действовать по образцу. Но, как правило, они не замечают, что эти качества утверждаются в ребенке за счет обеднения фантазии, снижения изобретательности, оригинальности восприятия. Родители, педагоги и психологи констатируют уровень развития мышления, памяти, внимания детей, упуская из виду упадок воображения, снижение креативных способностей. Однако это — явление временное и обратимое, если вовремя начать работу по актуализации творческих способностей детей.

Другая важная особенность этого возраста качественные изменения во взаимоотношениях детей со значимыми взрослыми — учителем и родителями. К этому времени учитель в сознании детей во многом утрачивает свой идеальный образ. Дети начинают смотреть на него более реалистично, однако при этом «идеал» может полностью разрушиться, уступив место пренебрежительному отношению, своеобразному «нигилизму». Внутреннее отдаление от авторитета учителя может вызвать в душе ребенка страх перед ним либо злость и обиду.

Сходный процесс идет и в отношении родителей. Дети должны научиться воспринимать их как живых людей со всеми достоинствами и недостатками, не переставая любить. Ребенок привыкает к тому, что самые близкие люди имеют право иногда уставать или сердиться, могут порой допустить несправедливость, нечаянно обидеть, быть невнимательными. Но при этом они любят ребенка не меньше, чем в благоприятные моменты. Ведь они, как правило, способны вовремя простить ребенка и сами попросить прощения. Дети тоже понемногу учатся налаживать отношения, делать шаги навстречу близким людям при трудностях в общении, дорожить ценностью установившихся привязанностей.

Важной остается и тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничества в классе. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми, нежели впервые два школьных года, меньше зависят от оценок учителя и школьных успехов. Формула «кого любит учитель, того и я люблю» утрачивает свою актуальность. Самооценка ребенка теперь в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе». К окончанию третьего учебного года дети способны брать на себя роль ведущего в знакомых играх и упражнениях, быть внимательными к остальным участникам, уметь договариваться с ними об условиях игры, давать внятные инструкции, контролировать ход выполнения заданий.

Развитие внимания

Хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, непосредственно определяющими успешность обучения в младшем школьном возрасте. Как правило, хорошо успевающие учащиеся имеют лучшие показатели развития внимания. Специальные исследования показывают, что различные свойства внимания вносят неодинаковый «вклад» в успешность обучения по разным школьным предметам. Так, при овладении математикой ведущая роль принадлежит объему внимания, успешность усвоения русского языка связана с распределением внимания, а обучение чтению - с устойчивостью внимания. Таким образом, развивая различные свойства внимания, можно повысить успеваемость школьников по разным учебным предметам.

Сложность, однако, состоит в том, что разные свойства внимания поддаются развитию в неодинаковой степени. Наименее подвержен влиянию объем внимания (но даже он резко - в 2,1 раза - увеличивается на протяжении младшего школьного возраста). В то же время такие свойства внимания, как распределение, переключение и устойчивость, можно и нужно у ребенка тренировать.

 

Развитие памяти

 

Наиболее распространенный прием запоминания у младших школьников - многократное повторение, обеспечивающее механическое заучивание. Однако при возрастающем объеме учебного материала он перестает себя оправдывать. Поэтому уже в начальной школе дети начинают испытывать потребность в качественно иных способах работы.

Совершенствование памяти у младших школьников связано в первую очередь с приобретением и усвоением таких способов и стратегий запоминания, в основе которых лежит организация запоминаемого материала. Приемы смыслового запоминания, логическая память требуют специальных усилий по своему формированию.

Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н. Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилием мысли, а не одной памятью».

В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы: выделение смысловых опор, классификация, составление плана и др. Целесообразно продемонстрировать детям и различные мнемотехнические приемы, а также раскрыть возможности письменной речи как средства запоминания.

Развитие мышления

Для того чтобы умственное действие могло быть использовано в качестве опоры для запоминания, само это действие должно быть первоначально сформировано. Например, прежде чем использовать прием классификации для запоминания какого-либо материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием. Поэтому особенно важная роль в работе с детьми принадлежит развитию их мыслительных способностей. Основное внимание необходимо уделить обучению элементам логического мышления: выделению различных признаков предметов, сравнению, нахождению общего и различного, классификации, умению давать простейшие определения. Направляя усилия на развитие мышления детей, родители должны учитывать их индивидуальные особенности (склад ума, познавательный стиль, темп мыслительной деятельности, обучаемость и пр.). При этом не следует забывать и о качественном своеобразии мышления ребенка в младшем школьном возрасте.

Несмотря на интенсивное развитие вербального, понятийного мышления, большинство детей примерно до 10 лет относится не к мыслительному типу, а к художественному. Поэтому целенаправленное развитие понятийного мышления следует сочетать с не менее целенаправленным совершенствованием образного мышления и уделять внимание развитию детского воображения.

Значение школьной отметки в жизни ребёнка

 

Измени свое мнение о вещах, которые тебя о

горчают и ты будешь в полной безопасности от них.

Марк Аврелий

 

Обучение в школе – одно из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально – психологическом, так и физиологическом плане. Изменяется вся жизнь ребёнка: всё подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учеником целый ряд задач, не связанных с его опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил. Чтобы сохранить у ребёнка желание учиться, стремление к знаниям, необходимо научить его хорошо учиться. Все родители мечтают, чтобы их дети хорошо учились. Но некоторые родители считают, что, отдав ребёнка в школу, можно облегченно вздохнуть: теперь все проблемы, связанные с обучением, должна решать школа. Конечно, школа не отказывается от своих обязанностей. Но это дело не только школы, но и родителей. Учителя объясняют детям приёмы работы, а как усвоил ребёнок эти приёмы, как он их использует и использует ли вообще, остаётся вне поля зрения учителя. А у родителей есть полная возможность проконтролировать своего ребёнка. Они могут оказать ту помощь, которую не может оказать учитель. Особенное значение в этом случае приобретает сотрудничество родителей и учителя, согласование их действий.

Оценка не кнут и не пряник, а просто показатель роста, разумеется, если она максимально точна и достоверна.

         «С первых дней школьной жизни на тернистом пути учения перед ребенком появляется идол – отметка. Для одного ребенка он добрый, снисходительный, для другого – жесткий, безжалостный, неумолимый. Почему это так, почему он одному покровительствует, а другого тиранит – детям непонятно. Ведь не может семилетний ребенок понять зависимость оценки от своего труда, от личных усилий – для него это пока непостижимо. Он старается удовлетворить или - на худой конец – обмануть идола и постепенно привыкает учиться не для личной радости, а для отметки», - писал В.А.Сухомлинский.

Отметка – способ соревнования детей. Соревновательность – полезное чувство, но отметка в действительности вызывает преимущественно зависть. Зависть же разрушает товарищескую среду учащихся и является фактором, затрудняющим нормальный ход воспитания и обучения. Родители, связывая свое отношение к ребенку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не столько отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребенка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребенка, а также их способность оказать ему реальную помощь.  Ребенок пришел после занятий домой. Не следует спрашивать его «Какие у тебя сегодня отметки?» или «Что ты получил?».  Ведь именно так приучаем детей ценить не знания, не положительные эмоции, связанные с процессом познания, а отметку, балл, выставленный в тетрадь или дневник, делаем его наивысшей ценностью.

 

Памятка

«Как помочь ребенку в приготовлении домашних заданий»

Посидите со своим ребенком на первых порах выполнения домашних заданий. От того на сколько спокойными и уверенными будут его первые шаги, зависят его будущие школьные успехи.

У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без окриков, будьте терпеливы.

Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед начатом выполнения уроков.

Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.

Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет убирать сам свое рабочее место.

Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

Если ребенок делает что-то не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков, если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.

Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.

Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.

Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.

Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием и без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье- с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть.

 

Памятка

«Как относиться к отметкам ребенка»

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного и упорного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце триместра ради вашего душевного спокойствия.

Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.

Поддерживайте ребенка в его, пусть незначительных, но победах над собой, над своей ленью.

Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребенку надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы вы его отметили. Вскоре это станет привычкой.

Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

 

Памятка

«Полезные советы на каждый день»

Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?»

Встречайте ребенка после занятий  спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться (вспомните, как вы сами чувствуете себя после тяжелого рабочего дня, многочасового общения с людьми). Если же ребенок чересчур возбужден, если жаждет поделиться с чем-то, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займет много времени.

После занятий  не торопите садиться за уроки, необходимо 2-3 часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил. Лучшее время для приготовления уроков – с 15 до 17 часов. Занятия вечерами бесполезны, завтра все придется начать сначала.

Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные переменки.

Во время приготовления уроков не сидите «над душой», дайте возможность ребенку работать самому, но, уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка («не волнуйся, все получится», «я тебе помогу»), похвала (даже если не очень получается) необходимы. Не акцентируйте внимание на оценках.

Учтите, что даже «совсем большие» дети (мы часто говорим: «Ты уже большой» 7-8 летнему ребенку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковое поглаживание. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, накопившееся за день, и спокойно уснуть. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношений, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п.

Завтра новый день, и мы должны сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным!

 

Какими могут быть поощрения за хорошую отметку

Поощрение – метод, который поддерживает и усиливает положительные побуждения и эмоции.

Поощрение должно быть справедливым. Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также друзьями ребенка, в противном случае награда обесценивается. Поощрять нужно даже первые, самые скромные успехи в учебе ребенка. Нельзя злоупотреблять поощрением, любое воздействие требует определённой меры, которую не следует превышать. Ребёнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду. Поощрять же ребенка можно и нужно, но делать это рекомендуется не с помощью купюр.

Хвалите своего ребенка, чаще демонстрируйте вашу веру в его успех, и тогда его отношение к учебе, да и к вам тоже, будет строиться на заинтересованности, стремлении стать лучше, а не на банальной выгоде.

 

свернуть