Правовая грамотность

Административная ответственность несовершеннолетних

развернуть

Основные положения об административной ответственности и административных взысканиях.

Особенности административной ответственности несовершеннолетних

(Извлечения из Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях)

СТАТЬЯ 12. ВОЗРАСТ, ПО ДОСТИЖЕНИИ КОТОРОГО НАСТУПАЕТ АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.              

СТАТЬЯ 13. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

К лицам в возрасте от 16 до 18 лет, совершившим административные правонарушения, применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних.

В случае совершения лицами в возрасте от 16 до 18 лет административных правонарушений, предусмотренных статьями 51, 112-120, 146, 156, 157, 165, 166, 173-176, 190, 191, 192, 193-195 настоящего кодекса, они подлежат административной ответственности на общих основаниях. С учетом характера совершенного правонарушения и личности нарушителя дела в отношении указанных лиц (за исключением лиц, совершивших правонарушение, предусмотренное ст. 166 настоящего кодекса — неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции, народного дружинника, военнослужащего или иного лица при исполнении ими обязанностей или общественного долга по охране общественного правопорядка) могут быть переданы, а предусмотренные ст. 51 (нарушение правил использования земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению), как правило, подлежат передаче на рассмотрение районных (городских), районных в городах комиссий по делам несовершеннолетних.

Несовершеннолетние в возрасте от 16 до 18 лет могут подлежать административной ответственности на общих основаниях и в других случаях, прямо предусмотренных законодательными актами.

СТАТЬЯ 23. ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВЗЫСКАНИЙ

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:

1) предупреждение;  

2) штраф;

3) возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

4) конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

6) взыскание стоимости товаров и транспортных средств, явившихся непосредственными объектами административного правонарушения;

7) исправительные работы;

8) административный арест.

СТАТЬЯ 33. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, СМЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются:

1) чистосердечное раскаяние виновного;

2) предотвращение виновными вредных последствий правонарушения, добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда;

3) совершение правонарушений под влиянием сильного душевного волнения либо при стечении тяжелых личных обстоятельств;

4) совершение правонарушения несовершеннолетним;

5) совершение правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей ребенка в возрасте до одного года.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные обстоятельства, смягчающие ответственность за административное правонарушение.

СТАТЬЯ 34. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА, ОТЯГЧАЮЩИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ

Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение,

признаются:                                                                                 .                    

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному ..взысканию; совершение правонарушения лицом, ранее совершившим преступление;

3) вовлечение несовершеннолетнего в правонарушение;

4) совершение правонарушения группой лиц;

5) совершение правонарушений в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение правонарушения в состоянии опьянения. Орган (должностное лицо), налагающий административное взыскание, в зависимости от характера административного правонарушения может не признать данное обстоятельство отягчающим.

СТАТЬЯ 139.

Умышленное повреждение или уничтожение телефонов-автоматов влечет наложение штрафа в размере от 5 до 10 минимальных заработных плат.

СТАТЬЯ 156.

Мелкое хулиганство, то есть нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, влечет наложение штрафа в размере до 2 минимальных заработных плат.

СТАТЬЯ 156/3.

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме, влечет наложение штрафа в размере от 1 до 5 минимальных заработных плат.

СТАТЬЯ 159. РАСПИТИЕ СПИРТНЫХ НАПИТКОВ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ ИЛИ ПОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ В ПЬЯНОМ ВИДЕ

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими спиртных или слабоалкогольных напитков влечет наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до 2 минимальных заработных плат.

СТАТЬЯ 162.

Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей, а также совершение несовершеннолетними

правонарушений влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере 3 минимальных заработных плат.

свернуть

Об ответственности родителей за воспитание детей

развернуть

Об ответственности родителей за воспитание детей

 Воспитание детей – старейшее из человеческих дел. Зависит оно от трех переменных: взрослые, дети и отношения между ними. Домашнее воспитание – это задача с тремя неизвестными.

Ведь как бы высоко не занесла нас судьба, как бы круто не обошлась с нами, счастье или несчастье наше – в детях. Чем старше становимся, тем больше это понимаем. Часто учим одному, а научаем другому.

Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом. Всесторонне обдумываем результаты, которые последуют от этого хода. Если бы с такой дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношении к детям, к другим членам семьи, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, катастроф.

Одной из причин неблагополучия во всех сферах нашей жизни является бездуховность подрастающего поколения. Она влечет за собой нежелание некоторой части молодых людей честно трудиться и зачастую приводит их на путь совершения преступлений. Многие родители, представители общественности заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. Это не так. Социологические исследования показывают, что на воспитание ребенка влияют: Семья – 50%, СМИ – 30%, школа – 10%, улица –10%.

К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей. На родительские собрания ходят в основном женщины. Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает и в школе и в семье. А ведь главная задача нашего общества – вернуть ребенку родителей, ведь успех воспитания зависит в основном от семьи. Порой трудно понять тех, кто после рождения ребенка, переложив его воспитание на бабушкины плечи, продолжает жить так, будто бы ничего в собственной жизни не изменилось. Зачем вообще ребенок, если он не становится главным содержанием наших мыслей и чувств. Любая женщина знает, что порой приходится пользоваться дистанционным управлением. Кто из нас не слышал телефонных переговоров работающих мам со своими детьми: помой руки, разогрей обед, садись делать уроки. Печальная необходимость, но объяснимая и простительная. И невозможно понять ни мужчин, ни женщин, знающих, что дома в одиночестве пребывает 10 летний сын или дочь и тем не менее не спешащих домой. Ребенок не может быть дополнением к жизни.

Странно слышать, когда жалуются: “ Ах, мой сын так плохо рассказывает. Читает много, да все без толку”. Я думаю: а какой же толк может быть, если ребенок буквально онемел в пус-том, обеззвученном доме. Если у родителей вечно недостает времени поговорить с ним. В пору, когда ему еще хочется, чтобы поговорили и расспросили. А эта пора так быстро проходит. Конечно, можно устроить свою жизнь так, чтобы ребенок не слишком обременял. Знаю такие семьи, где даже гордятся тем, что уже 6-7 лет малыша оставляют в доме на вечер одного. И он не проказничает, посмотрит телевизор и ляжет вовремя спать сам. Удобный ребенок. Только как оно откликнется это удобство, когда обрушатся на ребенка бури переходного возраста и он откажет родителям в праве интересоваться тем, где он был, с кем гулял, что читал.

Когда ребенок отстает, это тяжело, мучительно и для него и для родителей, но если он опережает остальных детей, тоже забот хватает. Одаренный ребенок (а родителям свойственно и преувеличивать меру одаренности) пробуждает весьма опасного зверя – родительское честолюбие.

Ребенок садится за рояль – маме с папой уже мнится: не Моцарт ли растет в их доме. Пер-вые рисунки тоже наводят на мысль о чем-то исключительном. А математические способности. Родительские ожидания тяжким грузом ложатся на детские плечи, потому что этим ожиданиям надо обязательно отвечать. Как тяжко живется ребенку, от которого требуют, чтобы он во всем и непременно был первым, которого постоянно попрекают: “Вот на родительском собрании хвалили Николаева. У него, сказали, блестящие результаты по математике. А ты?”

Одна из газет рассказала печальную историю. Была семья: мама, папа, трое детей. Двое старших – дети как дети. А с младшей Маргаритой случилось следующее: она училась в 1 клас-се, когда в этот город приехали опытные тренеры по гимнастике. Они открыли гимнастический класс в этой школе и набирали туда девочек. Попала туда и Маргарита. Поначалу она ни чем не отличалась от остальных, никаких особых надежд не подавала. Но тренеры что-то в девочке почуяли. Они занимались с ней самоотверженно, увлекались сами и увлекали ее. И на первых же крупных соревнованиях Маргарита обратила на себя внимание специалистов. Девочка поразила их изяществом, прыгучестью. Не успели соревнования окончиться, а маленькая девочка (2-й класс) вернуться домой, как к родителям пожаловал тренер из другого города. И начались соблазны. В этот раз родители от этого соблазна удержались. А когда Маргарита начала делать настоящие успехи и приняла участие в заграничных поездках, в душу, матери закралось сомнение: а все ли извлекается из этого удивительного дара, которым наделена дочка. Не обошлось и без доброжелателей: дескать, почему бы не перебраться в большой город; почему бы не перевести в другое общество, где лучшие условия. Словом: сказка о рыбаке и рыбке. Но Маргарита оказалась твердым орешком. Она и слушать ничего не хотела. Дочка сказала “нет” – но мама не отступила и началась война. Какими только уловками не пользова-лась мама, чтобы сломить дочкино упрямство. К каким только мерам не прибегала. Вплоть до физического воздействия. Девочку били ремнями за то, что она, вопреки материнскому запрету, пошла на тренировку. В ответ девочка убежала к тренеру домой. Несколько месяцев не виделась с матерью, отцом, сестрой, братом. А потом дочернее чувство взяло верх – вернулась. И тут мать поставила перед ней вопрос жестко: или она переходит к другому тренеру или они переезжают в другой город. И девочка предпочла отъезд. Ее зачислили в специальный спортивный интернат – все, как хотела мама. И что же? То ли сказались месяцы без тренировок, то ли тренер знала какой-то секрет, но от былых успехов и следа не осталось. На ответственных соревнованиях выступила неудачно. И не только гимнастику потеряла девочка, а еще и уважение к себе. Девочка чувствует, что не оправдывает надежд, она стала не нужна новым тренерам. И ей самой ничего не нужно. Вот такая плата за разгулявшиеся родительские амбиции.

К сожалению взрослые бывают легкомысленными, если не сказать больше: они иногда недооценивают проступки ребят и даже вольно или невольно – порой поощряют их.

Мальчик принес из школы домой коробку цветных карандашей и сел рисовать.

– Откуда они у тебя? – спросила мать.

– Ребята дали.

Мать удовлетворилась этим ответом. Через несколько дней у мальчика появилась новенькая ручка, блокнот, детская книга. Когда отец спросил, откуда они, тот ответил, что ручку он выменял на свою, блокнот подарили, книгу дали почитать. Отец успокоился. А мальчик становился заправским воришкой. У его одноклассников пропадали вещи. Ребята возмущались пропажами, подозревали один другого, старались не выходить на перемене в коридор. Учительница чувствовала свое бессилие. Когда однажды у девочки пропала из портфеля библиотечная книга, один из учеников заявил, что видел ее в парте этого мальчика. Одноклассники подбежали к его парте и … увидели книгу. Стоит ли говорить о том, как тяжело отозвалось на всех это событие. Слезы матери, обсуждение поступка мальчика, недоброжелательное отношение к нему товарищей. А ведь всего этого могло не быть, прояви родители хотя бы элементарную тревогу при первом же подозрительном случае.

– “Как он мог ? – плача восклицала мать. – Ведь в нашей семье никто никогда ничего чужого не взял! Да и зачем Олегу брать чужое. Живем в достатке. Неужто я не купила бы ему этих карандашей. Нет, это Володька его научил”. Здесь налицо беспечность родителей, их невнимание к интересам ребенка, к его товарищам. Отсутствие должного контроля.

“Доверяй, но проверяй” – гласит народная мудрость. Конечно, делать это родители должны тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что верят ему. Например: беря сдачу, принесенную сыном из магазина, можно сказать:” Давай сын посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько-то”. Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребенку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если мать и отец говорят о том, что воровство позорно, а сами приносят домой моток шерсти с фабрики, где работают – грош цена их словоизлияниям, они будут перечеркнуты их поступками. Если же дети постоянно видят честность, принципиальность, щепетильность родителей, особенно в отношении чего-то чужого, они растут честными людьми. Так, что рассматривая родительскую должность как в высшей степени творческую, хорошо бы в то же время помнить, что ребенку предстоит самостоятельная жизнь. Родителям все время надо думать о том, как он будет жить вдали от их зоркого глаза среди людей. Как будет строить собственные отношения с окружающими, а когда-нибудь собственный дом. Высшая родительская доблесть как раз и определяется мерой готовности отпустить ребенка от себя.

свернуть

Уголовная ответственность несовершеннолетних

развернуть

Уголовная ответственность несовершеннолетних

 Глава 1. Общее положение

Статья 4: Под малолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста четырнадцати лет. Под несовершеннолетним понимается лицо, которое на день совершения преступления не достигло возраста восемнадцати лет.

 Глава 5. Условия уголовной ответственности

Статья 27: Возраст, с которого наступает уголовная ответственность

1.Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2.Лица, совершившие запрещенные настоящим Кодексом деяния в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, подлежат уголовной ответственности за: 

1) убийство (статья 139 УК) (от 6 до 15 лет);

2) причинение смерти по неосторожности (статья 144 УК) (от 2 до 3 лет);

3) умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (статья 147 УК) (колония поселения от 3 до 5 лет или лишение свободы от 4 до 8 лет);

4) умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (статья 149 УК) (штраф или исправительные работы до 2 лет или арест до 6 месяцев);

5) изнасилование (статья 166 УК) (от 3 до 7 лет);

6) насильственные действия сексуального характера (статья 167 УК) (ограничение свободы до 4 лет или лишение свободы от 3 до 7 лет);

7) похищение человека (статья 182 УК) (от 5 до 7 лет);

8) кража (статья 205 УК) (от штрафа до 15 лет с конфискацией имущества);

9) грабеж (статья 206 УК) (от штрафа до 15 лет);

10) разбой (статья 207 УК) (от 3 до 15 лет);

11) вымогательство (статья 208 УК) (арест от 6 месяцев до 13 лет);

12) угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна (статья 214 УК) (от 5 до 15 лет);

13) умышленное уничтожение либо повреждение имущества (части вторая и третья статьи 218 УК) (от штрафа до 10 лет);

14) захват заложника (статья 291 УК) (от 5 до 15 лет);

15) хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ (статья 294 УК) (от 5 до 15 лет);

16) умышленное приведение в негодность транспортного средства или путей сообщения (статья 309 УК) (от штрафа до 10 лет);

17) хищение наркотических средств и психотропных веществ (статья 327 УК) (от 5 до 15 лет);

18) хулиганство (статья 339 УК) (от штрафа до 7 лет);

19) заведомо ложное сообщение об опасности (статья 340 УК) (от штрафа до 7 лет);

20) осквернение сооружений и порча имущества (статья 341 УК) (от штрафа до ареста).

Не подлежат уголовной ответственности лица в возрасте от 14 до 16 лет, если экспертизой установлено, что в силу умственной отсталости не отдавали отчета в своих действиях.

Исправительные работы применяются к лицам с 16 лет ко дню постановления приговора. По месту работы из заработка удерживается по решению суда от 5 до 15 %. Арест применяется только с 16 лет и только для лиц мужского пола. При рассмотрении уголовных дел принимается во внимание совокупность смягчающих и отягчающих вину обстоятельств. К отягчающим обстоятельствам относятся: размер причиненного ущерба, повторность преступления, групповой характер деяний, алкогольное и наркотическое опьянение. Смягчает вину: несовершеннолетие, вовлеченность взрослыми или третьими лицами, добровольное признание.

 Статья 205 Уголовного кодекса Республики Беларусь 
Кража

1. Тайное похищение имущества (кража) наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до трех, или лишением свободы на тот же срок

2. Кража совершенная повторно, либо группой лиц, либо с проникновением в жилище, наказывается лишением свободы на срок от двух до семи лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Кража, совершенная организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с конфискацией имущества.

 Статья 206 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Грабеж 

1. Открытое похищение имущества (грабеж) наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до четырех лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Грабеж, соединенный с насилием, не опасным для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия, или совершенный повторно либо группой лиц, или с проникновением в жилище, наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет.

3. Грабеж, совершенный в крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет с конфискацией имущества или без конфискации.

4. Грабеж, совершенный организованной группой либо в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от пяти до тринадцати лет с конфискацией имущества.

 Статья 207 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Разбой

1. Применение насилия опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо угроза применения такого насилия с целью непосредственного завладения имуществом (разбой), наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

2. Разбой, совершенный с проникновением в жилище, либо повторно, либо группой лиц, либо с целью завладения имуществом в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от шести до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

3. Разбой, совершенный организованной группой, либо с причинением тяжкого телесного повреждения, либо с целью завладения имуществом в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

 Статья 208 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Вымогательство

1. Требование передачи имущества или права на имущество либо совершения каких-либо действий имущественного характера под угрозой применения насилия к потерпевшему или его близким, уничтожения или повреждения их имущества распространения клеветнических или оглашения иных сведений, которые они желают сохранить в тайне(вымогательство), наказывается исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

2. Вымогательство, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо под угрозой убийства или причинения тяжкого телесного повреждения, либо соединенное с уничтожением и повреждением имущества, либо с целью получения имущественной выгоды в крупном размере – наказывается лишением на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без конфискации.

3. Вымогательство, совершенное организованной группой, либо с применением насилия, либо повлекшее иные тяжкие последствия, либо с целью получения имущественной выгоды в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от семи до пятнадцать лет с конфискацией.

 Статья 214 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Угон транспортного средства или маломерного водного судна

1. Неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищение (угон), наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок до пяти лет.

2. То же действие, совершенное повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшее по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере, наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.

 Статья 218 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Умышленное уничтожение или повреждение имущества

1. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, повлекшие причинение ущерба в значительном размере, наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет.

2. Умышленные уничтожение либо повреждение имущества, совершенные общеопасным способом, либо повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой, либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущербе в особо крупном размере, наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет.

 Статья 339 Уголовного кодекса Республики Беларусь

Хулиганство

1. Умышленные действия, грубо нарушающие общественный порядок и выражающие явное неуважение к обществу, сопровождающиеся применением насилия, или угрозой его применения либо уничтожением, или повреждением чужого имущества либо отличающиеся по своему содержанию исключительным цинизмом (хулиганство), наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или лишением свободы на срок до трех лет.

2. Хулиганство, совершенное повторно, либо группой лиц, либо связанное с сопротивлением лицу, пересекающему хулиганские действия, либо сопряженное с причинением менее тяжкого телесного повреждения (злостное хулиганство), наказываются арестом на срок от трех до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок от одного года до шести лет.

3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением оружия, других предметов, используемых в качестве оружия для причинения телесных повреждений, применением взрывчатых веществ или взрывчатых устройств либо совершенные с угрозой их применения, при отсутствии признаков более тяжкого преступления (особо злостное хулиганство), наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

свернуть